Русская православная церковь — нарративы пропаганды

 

Церковь всегда играла значимую роль в истории российского государства, а вместе с ним и стран, входивших в состав Российской империи. В годы Советского Союза духовная власть на 70 лет оказалась в крайне непривычном для себя состоянии — отлучённой от храмов, паствы и власти светской.

С распадом Союза православие стало восстанавливать утраченные позиции, и сегодня Московский патриархат обрёл былую мощь. Он наставляет сторонников и осуждает врагов. Он идёт позади государственных мужей, но неизменно рядом, верным адъютантом готовый пояснить любой шаг Кремля с теологической позиции.

Сегодня Русская православная церковь — очень влиятельная структура, имеющая власть над миллионами умов. Как она распоряжается этими умами? Какие мысли вкладывает в них, какие нарративы и поднарративы транслирует на общество? Мы проанализировали ответы в нашем обзоре.

 

Противодействие абортам как социальная миссия

Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви

Начнём обзор нарративов, которые транслирует РПЦ, с самого невинного и привычного для христианских организаций — противодействия абортам. В случае с Московским патриархатом, подобная позиция является не просто заботой о спасении жизней и душ, но и важной составляющей цивилизационной модели.

В документе под название «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» значатся ключевые постулаты РПЦ по вопросу:

«Право на жизнь должно подразумевать защиту человеческой жизни с момента зачатия. Всякое посягательство на жизнь формирующейся человеческой личности является нарушением этого права».

А вот высказывание на этот счёт из первых уст патриарха Кирилла:

«Неизменная позиция Церкви состоит в том, что сознательное убийство ребёнка во утробе в любом случае неприемлемо, недопустимо, является смертным грехом и восстанием против Творца».

Апелляция к греховности абортов не нова. И подобный постулат можно было бы пропустить в нашем обзоре как одну из многих составляющих доктрины церкви, если бы не одно «но». В последнее время в озабоченности РПЦ абортами проявляется новая, социальная роль церкви:

«Действительно, мы нуждаемся в большем количестве людей, это факт очевидный, его все признают: и политики, и социологи. Но для того, чтобы это было так, кто-то там должен работать реально для того, чтобы увеличивалось население… Если эту проблему решим, если научимся отговаривать женщин от свершения аборта, сразу статистика пойдет вверх»,заявил патриарх Кирилл в ноябре 2023 года.

Историк церкви Надежда Белякова считает, что антиабортный дискурс РПЦ сегодня — попытка вхождения в международную традиционалистскую повестку с целью заявить, что Россия может стать оплотом традиционализма. Кроме того, церковь усиленно подчёркивает свою социальную роль в государстве помимо привычной духовной. И, тем самым, актуализирует свою нужность, участие и даже руководство социальными процессами в стране.

 


В Калифорнии родителей будут лишать опеки, если они отказываются принять смену пола своего ребёнка: по большей части фейк!


 

Для чего строится поднарратив?

Россия — государство светское, с существенно девальвированной ролью церкви за прошедший 20-й век. И церковь стремится восстановить свои позиции, продемонстрировать, что она может взять под крыло некоторые важные для государства сферы, например, социальную. Мотивы духовные в данном случае как нельзя лучше соответствуют мотивам государственным. И это подкрепляет стремление РПЦ к двуединой власти — государство не может без церкви, а церковь без государства.

 

«Преследование верующих Украинской православной церкви»

Предстоятель ПЦУ Епифаний
Предстоятель ПЦУ Епифаний / Фото РБК-Украина

Но не только внутренними вопросами ограничена деятельность Русской православной церкви. В настоящее время её информационную повестку сильно занимает вопрос о положении православных в Украине, которых она считает своей паствой.

15 декабря 2018 года в Украине провозгласили автокефальную (самоуправляющуюся) Православную церковь Украины (ПЦУ). Мотивы данного шага вполне понятны — Украинская православная церковь (УПЦ), как подчинённая Московскому патриархату, рассматривалась агентом России, оказывающим соответствующее влияние на умы служителей и верующих. ПЦУ же перешла под управление Константинопольского патриархата, спровоцировав разрыв отношений между двумя патриархатами православного мира.

Две православные церкви на территории Украины, УПЦ и ПЦУ, борются не только за умы священнослужителей и мирян. Но и за храмы, и церковные реликвии. Российские медиа периодически сообщают о судебных преследованиях духовных лиц опальной УПЦ, ну а сайт Московского патриархата выделил «Преследование верующих украинской православной церкви» в отдельный раздел.

 


Офицеры СБУ сыграли в настольный футбол мощами святых: вероятнее всего фейк!


 

Отметим, что судебное преследование некоторых служителей УПЦ происходит не за их принадлежность к «пророссийской церкви». А за высказывания, оправдывающие агрессию против Украины, посягательства на её территориальную целостность и прочие неприемлемые в воюющей стране шаги. Московская же патриархия пытается представить это «нероновыми гонениями» на ранних христиан и страстотерпием за глубокую веру.

На это помимо раздела на сайте Московского патриархата указывают заголовки и содержание публикаций:

«Рейдеры «ПЦУ» захватили ночью кафедральный собор в городе Корсунь-Шевченковский».

«Сторонники «ПЦУ» при содействии полиции захватили храм Украинской Православной Церкви в селе Берездов».

«В поселке Коцюбинское Киевской области рейдеры захватили храм канонической Церкви во время богослужения».

Со ссылками на разных церковных иерархов РПЦ заявляет о «невиданном насилии» единоверцев из УПЦ. В частности, приведены слова архиепископа Феодосия из Иерусалимского патриархата:

«ситуация напоминает то, с чем сталкивалась эта Церковь в коммунистическую эпоху, сегодня же преследования принимают другую, крайне опасную форму».

 

Для чего строится поднарратив?

РПЦ пытается создать образ не только юридически, но и духовно нелегитимной украинской власти, устраивающей гонения на верующих по политическим мотивам. Это подкрепляет общегосударственный нарратив России об освободительном походе и помощи «русскому народу Украины».

 


ЮНЕСКО вывозит реликвии из Киево-Печерской лавры для продажи в Европе: фейк!


 

Традиционные ценности как мотив и цель государственной политики

Патриарх Кирилл и Владимир Путин
Патриарх Кирилл — верный духовный соратник Владимира Путина / Фото Алексей Дружинин — РИА Новости

Любая классическая религия имеет свой набор традиционных для неё ценностей, на которых строится мировосприятие. Это вполне логично и обоснованно, церковь обычно — консервативный элемент общества.

Однако важным является понимание меняющегося мира и социума. Так, католическая церковь вместо исключения из своей паствы ЛГБТК+ людей пытается наладить с ними диалог и вернуть в общину. В это время Русская православная церковь категорична и непримирима — ценности должны быть традиционными, а любое отклонение от них — грех.

На сайте РПЦ можно найти много материалов, продвигающих традиционную повестку. И наставление мирян на правильный, традиционный образ жизни — лишь самый заметный, поверхностный мотив. При более глубоком анализе открывается подлинный смысл использования РПЦ нарратива традиционных ценностей.

В январе 2024 года патриарх Кирилл в очередной раз жёстко прошёлся по нынешнему мироустройству западных стран и их образу жизни:

«Западные элиты ведут войну против института традиционной семьи под предлогом свободного выбора. Гендерная идеология в виде нравственных извращений, массированной пропагандой сменой пола, явлениями, которые, как говорил апостол Павел, и именовать неприлично — уничтожают традиционную европейскую культуру, нравственные ценности».

Очень важным видится продолжение мысли патриарха:

«Отстаивание и сохранение ценностей — это защита суверенитета России».

Таким образом, на самом высоком духовном уровне заложено отождествление традиционных ценностей и России как суверенного государства. Без одного не будет и другого, если проиграть один из этих фронтов, второй рухнет.

Современное противостояние России и Запада патриархом Кириллом трактуется именно как борьба двух систем ценностей. При этом Россия якобы не имеет никаких экономических или геополитических целей, а лишь «пытается отстоять своё право жить как предки»:

«Россия — на стороне света. И это можно с легкостью доказать, потому что Россия не стремится стать богаче, не стремится захватить другие страны, не стремится кого-то себе подчинить. Россия просто стремится сохранить свою самобытность, свою веру, свою систему ценностей».


Язык вражды и дезинформация в прокремлёвских СМИ по теме ЛГБТК+


 

Для чего строится поднарратив?

Продвижение традиционных ценностей — это не только и не столько забота о праведном образе жизни. В сегодняшней идеологии РПЦ традиционные ценности — это краеугольный камень выживания России, основа её цивилизационной модели. Традиционные ценности преподносятся и как побуждающий мотив, и как цель политики России.

 

РПЦ как координирующий центр «Русского мира»

Патриарх Кирилл
РПЦ видит границы «Русского мира» столь широко, сколь простирается русская диаспора / Фото Московский патриархат

Традиционные ценности, как мы выяснили выше, — это фундамент цивилизационной модели под названием «Русский мир». Интересы России в целом и РПЦ в частности выходят далеко за пределы государственных границ Российской Федерации. Ведь «Русский мир» — это цивилизация, берущая начало в Древней Руси и сегодня объединяющая несколько государств.

В 2010 году игумен Филипп, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, указывал, что ядро «Русского мира» — Россия, Беларусь и Украина. И отношения между ними должны строиться не на иерархической, а на равноправной основе. Проводниками «Русского мира» являются и другие субъекты — русские общины и постсоветские государства с мощной русской традицией, такие как Казахстан.

В трактовке иерархов РПЦ «Русский мир» — это не столько национальные или культурные границы. Это цивилизация, основанная на ценностях, ядром которых является православие. А это значит, что построения «Русского мира» без сильной роли православной церкви невозможно.

В трактовке «Русского мира» игумен Филипп очертил и роль РПЦ. По его мнению, в любой цивилизации должны быть координирующие центры. И в случае с цивилизацией «русской» ими являются синодальные центры (где проводится Священный Синод РПЦ) — Москва, Киев, Санкт-Петербург. Таким образом, «Русский мир» предстаёт перспективной потенциальной целью. До её воплощения в реальных границах «наместником», взращивающим должные ценности, и уважение к русской цивилизации, должна стать именно Русская православная церковь.

 


Прямая линия с Владимиром Путиным и фейки в ней


 

Великую роль, возложенную РПЦ на самое себя, подтверждают и другие публикации её иерархов. На сайте Храма Петра и Павла в Лефортово утверждается:

«Многочисленные святые — иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины — учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идет о формировании глубинных, базисных духовных ценностей… Именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории… земля наша стала называться Святой Русью».

То есть «Русский мир» — это не столько национальные или культурные границы. Это цивилизация, основанная на ценностях, ядром которых является православие. То, что у настоятелей РПЦ «Русский мир» — это не политический, а духовный конструкт, подтверждается и словами патриарха Кирилла:

«Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности».

Подобная цивилизационная модель противопоставляется «плавильному котлу» западной цивилизации, где людей вынуждают отказаться от идентичности и традиций. В то время как единственно «Русский мир» будто бы способен сохранить русский, украинский и белорусский народы от исчезновения. Представ неким «цивилизационным пузырём» оградившим их от тлетворного воздействия злонамеренных соседей.

 

Для чего строится нарратив?

Нарратив о главенствующей роли Русской православной церкви в цивилизационной модели «Русского мира» — основное здание на фундаменте других поднарративов. Эти поднарративы закладывают основу, почему именно РПЦ должна быть пастырем для своих мирян, почему важно придерживаться её ценностей и что произойдёт, если им не следовать. В светском российском государстве РПЦ смогла найти важную системообразующую нишу. Она не только помогает государству в обосновании геополитических притязаний (впрочем, внешне отказываясь от мирских мотивов). Но и аргументирует, почему русская цивилизация невозможна без православной церкви.

 


Папа Франциск носит радужный крест в поддержку ЛГБТ-сообщества: манипуляция!


 

Выводы

Лишь для простых наивных мирян Русская православная церковь остаётся исключительно духовным институтом. Советская эпоха и гонения на религию глубоко загнали амбиции РПЦ, но они вновь расцвели в независимой России.

Сегодня Московский патриархат — мощный идеологический аппарат, помимо своей духовной роли претендующий на ценностный стержень всего «Русского мира». Его воздействие на общество начинается с трансляции социальных месседжей, таких как неприемлемость абортов, нетрадиционных отношений, стяжательства материальных ценностей. Они понятны и привычны прихожанину. Они не противоречат Святому Писанию. Но в след за этим церковные иерархи начинают проповедовать о том, что исконная преданность православным ценностям — отличительная особенность «русского человека», его спасение на фоне «гибнущей западной цивилизации». А потерять эти ценности — это потерять себя и потерять государство.

Так проповедь неожиданно переходит в государственную идеологию. Верующих убеждают: российское государство и церковь взаимосвязаны, без одного не будет и другого. Более того, роль православия ещё выше — оно будто бы основа цивилизационной модели «Русского мира». На словах РПЦ сторонится бушующих геополитических страстей. Но неизменно напоминает: мирское и политическое нам, конечно, безразлично, однако борьба необходима для сохранения Россией своей самобытности.

В итоге Московский Патриархат синхронно с Кремлём формирует востребованную государством картину мира для верующих: мы — свет, там — тьма. Мы верны ценностям, а другие их предали. Они хотят распространить скверну на нас, а мы хотим спасти заблудшие души. Елейные речи застилают глаза паствы, но способны ли они исцелить раны, нанесённые российским оружием с церковного благословения?

 

Понравилась статья? Прочитай другие новости проверенные на фейк или обучись медиаграмотности сам_а!

Читай, смотри, слушай нас там, где тебе удобно!