В Испании декриминализована зоофилия: фейк!
«Пока Россия находится на передовой борьбы за традиционные ценности и всячески законодательно препятствует развращению умов и тел (например, Законом об ЛГБТ-пропаганде), а Беларусь, вполне возможно, готовится присоединиться к этому крестовому походу против извращений, Западная Европа всё больше морально деградирует».
Таким мог быть заголовок публикации, будь в наших учредителях идеологи России или Беларуси. Но фактчекеры признают своим учредителем единственно правду. Поэтому появившуюся на медиаресурсах Восточной Европы новость о «легализации зоофилии в Испании» мы сначала решили проверить, прежде чем давать волю чувствам (это советуем делать и вам, уважаемые читатели). И так, сегодня проверяем новость о легализации зоофилии испанским парламентом.
Контекст
21 февраля многие российские медиа «залпом» опубликовали новость о том, что в Испании была легализована зоофилия. Среди изданий, написавших об этом, были и проправительственная Gazeta.ru, и один из главных таблоидов Восточной Европы «Аргументы и факты», и даже рейтинговый и сравнительно объективный РБК. В публикациях давалось следующее пояснение:
«зоофилия, то есть секс с животными в Испании больше не считается уголовным преступлением, как было ранее. Согласно реформе Уголовного кодекса о жестоком обращении с животными, зоофилия возможна и не предусматривает уголовной ответственности при условии, что животному не наносится никакого вреда».
Новый закон был одобрен Конгрессом 9 февраля 2023 г. по представлению министра по социальным вопросам Ионе Баларра. Законодательная инициатива исходила от левой популистской партии Podemos (United We Can). И в случае с Gazeta.ru мы можем найти странную оговорку о позиции партии Podemos по данному вопросу:
«… [партия] ранее предложила установить, что собаки, кошки и другие животные должны считаться разумными существами или живыми существами, наделёнными чувствительностью».
Как так, с одной стороны партия выступает за признание собак и кошек разумными существами и беспокоится за их чувства, а с другой призывает к разрешению соития с ними, при том, что домашние питомцы объективно не могут дать согласия на это? Вызывает недоумение и то, что на фоне якобы легализации зоофилии происходит ужесточение законодательства об обращении с животными: преступления, повлекшие за собой увечья или смерть любого позвоночного животного, караются большими денежными штрафами, а то и тюремным заключением.
Российские издания в своих сообщениях ссылаются на первоисточник в лице достаточно авторитетной испанской интернет-газеты Libertad Digital. То, что газета не заинтересована в распространении прокремлёвской пропаганды свидетельствует хотя бы то, что на её заглавной странице фигурирует надпись #StopPutin. Но издание действительно заключает: по итогам нового принятого в Испании закона
«сексуальная эксплуатация животных ликвидируется как самостоятельное преступление. Отныне это будет наказуемо только в том случае, если нанесло травму животному».
Истина в споре
Казалось бы, законы – вещь объективная и не терпящая никаких альтернативных трактовок. Но случай с испанскими законами о защите животных исключение из правил. Подтверждение тому – дискуссия, которая разгорелась в пиренейских СМИ в части толкования как новопринятого закона 2023 г., так и его предшественника 2015 г. Испанская газета El Diario вступила в полемику с Libertad Digital относительно того, как воспринимать нововведения. И назвала вбросы о легализации зоофилии «эксцентричной мистификацией». Газета получила комментарий от Министерства по социальным вопросам и пришла к следующему выводу:
«Закон о защите животных… не декриминализует зоофилию, потому что она никогда не наказывалась. До сих пор… сексуальная эксплуатация животных была уголовно наказуемой только в случае экономической выгоды. Теперь вместо сексуальной эксплуатации будут криминализированы все половые акты с животными. В случае причинения им телесных повреждений они будут считаться преступлениями; в остальных — более мягкие — будут классифицироваться как жестокое обращение с животными».
В условиях полярности мнений о трактовке испанских законов мы обратились к наиболее надёжному в данном случае источнику – испанскому авторитетному фактчекинговому агентству Maldita. Maldita является подписантом Кодекса этики International Factchecking Network (IFCN) и, это значит, соответствует строгим стандартам в проверке информации. Издание посвятило аналитический материал законодательству об обращении с животными, сопоставив новую (2023) и старую (2015) редакции, а также запросив комментарий самого ведомства-инициатора. В итоге агентство Maldita пришло к выводу – заявление о том, что в новой редакции закона зоофилия была декриминализована по сравнению с предыдущей редакцией, является ложным.
Действительно, вместе с реформой были отменены статьи 337 и 337-1 действующего Уголовного кодекса Испании , которые предусматривали наказание за жестокое обращение с домашними животными или животными, находящимися под контролем человека, включая «сексуальную эксплуатацию». Как пояснили в Министерстве:
«зоофилия никогда [ранее] не наказывалась в нашем Уголовном кодексе, сексуальная эксплуатация животных была криминализована только «в случае экономической выгоды».
Речь в данном случае идёт про сексуальную эксплуатацию с целью разведения на продажу. А не про секс человека и животного, что было ошибочно воспринято как криминализация зоофилии в 2015 г.
А вот уже с новой редакцией закона вводится статья 340-1, в которой говорится, что наказуемы «действия сексуального характера», причиняющие «травму, требующую ветеринарного лечения для восстановления здоровья». И теперь вместо сексуальной эксплуатации с экономическими целями будут криминализированы все половые акты с животными. В случае причинения им телесных повреждений они будут считаться преступлениями; в остальных — более мягких — будут квалифицироваться как жестокое обращение с животными.
Кому выгодна ложь?
Судя по широкому распространению в русскоязычных медиа столь малозначимого для усредненного восточноевропейского пользователя информационного повода о реформах в далёкой Испании, такой «пиар» не является случайным. За искусственно подогретым интересом к рядовым реформам чужого законодательства стоит цель противопоставить им реформы «отечественные». В частности, уже упомянутый закон о противодействии ЛГБТ-пропаганде, принятый в России в декабре 2022 г. Один из его инициаторов, депутат-единорос Александр Хинштейн пояснил:
«Публичное одобрение и формирование привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений опасно не только для детей и молодёжи, ещё не способных критически мыслить, но и для всего общества в целом, поскольку несёт угрозу демографическому росту и экономическому развитию стран. Кроме того, такая пропаганда впрямую противоречит нормам, закрепленным в новой редакции Конституции РФ (о том, что брак — это союз мужчины и женщины – прим. ред.)».
Благодаря таким аргументам цели прокремлёвских медиа, распространяющих «похабную дезинформацию», становятся максимально прозрачны: на фоне морального падения Европы показать святость России и традиционность её семейных ценностей. Именно такие ценности Россия якобы защищает (иногда и военными методами), оберегая своих граждан от тлетворного влияния Запада. О том, как читателей подводят к такой мысли, красноречиво свидетельствует материал издания Life. Сразу после ложной информации о декриминализации зоофилии в Испании журналист «невзначай» дописал:
«Ранее учёные в Канаде и США заявили, что термины “мужчина” и “женщина” уже устарели, поэтому не должны использоваться в науке. Специалисты призвали отказаться от бинарных терминов в пользу инклюзивности».
Парадокс в том, что российские и белорусские СМИ / инфлуенсеры осудившие якобы легализацию зоофилии в Испании, упустили пробелы в законодательстве собственных стран. Ни в российском, ни в белорусском законодательстве нет статьи в Уголовном кодексе, наказывающей за сексуальную связь с животным. Есть лишь статьи «Жестокое обращение с животным» (в России статья 245 УК, а в Беларуси статья 339 УК), предусматривающие наказание за нанесение увечья животному без детализации способов таких противоправных действий. Так что законодательство Испании в любом случае более продвинутое в части предотвращения зоофилии нежели российское или белорусское.
Сообщение о том, что согласно новой реформе в Испании легализовали зоофилию, является ложным. В прежней редакции испанского законодательства не было нормы о наказании за сношения с животными, а была лишь за «сексуальную эксплуатацию для экономической выгоды» (для разведения животных). Эту статью Уголовного кодекса действительно убрали. Но ввели новую, согласно которой вместо сексуальной эксплуатации с экономическими целями будут криминализированы все половые акты с животными, в особенности причиняющие им ущерб. Распространение нарратива о моральной деградации на Западе выгодно прокремлёвским медиа для создания образа России – защитницы традиционных ценностей.
Читай нас там, где тебе удобно!