Myth hunters #6. История Беларуси: мнимая исконность
Когда заканчиваются достойные аргументы, манипуляторы начинают говорить об «исконности». И зачастую делают это на государственном уровне. «Исконные» земли, «исконные ценности», «исконная религия». Всё это призвано загнать нас в рамки, выгодные пропаганде, и держать наш образ мыслей под строгим контролем.
«Православие – исконная белорусская религия».
«Патриотизм – исконная ценность для наших людей».
Исконные семейные традиции, исконная идеология, исконный государственный строй. Кажется, что мир остановился и не должен сдвинуться ни на йоту.
Сегодня в нашем очередном выпуске Myth hunters мы разбираемся, что такое исконность, можно ли о ней говорить на примере Беларуси и как этим спекулируют.
Предпочитаете читать? Тогда для вас текстовая версия
Напомним вам, что дословно значит слово, вызывающее у нас столько раздражения, «исконный». Исконный – это изначальный, коренной, то есть существующий с самого начала. Чёткое понимание данного определения уже не оставляет никаких шансов для манипулятора. Кто осмелится сказать, что знает исконных хозяев той или иной территории? Россия говорит, что Крым – исконно русская земля. То есть Крым испокон веков принадлежал России даже когда России ещё не существовало? Но позвольте, Крым был российским всего лишь два века. А до этого три века он принадлежал крымским татарам. До этого частично половцам, а частично генуэзцам. До них – готам, что дало повод Адольфу Гитлеру в годы II мировой войны заявить о возрождении старинного Готланда, «исконно немецкой земли». Ещё ранее в Крыму располагались римские колонии, а до них греческие. Сколь глубоко нужно заглянуть в историю, чтобы определить «исконность»? И когда мы-таки найдём исконных обладателей данной земли, нам сразу стоит передать Крым грекам или вымершим скифам?
Надеемся, вы осознали всю абсурдность заявлений об исконности, историчности и традиционности. И высмеете в следующий раз идеологов, которые заговорят об этом. Но вернёмся к мифам о «белорусской исконности». Коснёмся трёх главных, которые содержатся в белорусском пособии по «духовно-нравственному воспитанию и патриотизму».
1. Исконная религия белорусов – православие.
Об этом неоднократно говорилось на высоком государственном уровне. И именно на основе православия построен обязательный факультатив в белорусских школах по «духовно-нравственному воспитанию и патриотизму». Напомним вам из курса истории, что разделение христиан на католиков и православных – явление, выражаясь современным языком, политическое. Оно произошло в 1054 г. и было обусловлено не разительным отличием догматов. И даже не обрядностью. А лишь спором за то, что есть центр христианского мира – Рим или Константинополь. В итоге римская ветвь переросла в католицизм, а константинопольская – в православие. Поскольку влияние Византии в нашем регионе было намного сильнее нежели влияние Рима, это и обусловило большее распространение восточного варианта христианства. Это не было душевным порывом наших предков. И не прозрением князя Владимира-крестителя. Выбор варианта христианства (равно же, как и выбор самого христианства, ведь Владимир присматривался и к иудаизму, и к исламу) был вопросом большой политики.
Наши земли за религиозную толерантность в Средние века называли «местом, где поселился бог». Ведь на белорусских землях уживались и православные, и католики, и протестанты, и носители магометанства – татары, и иудеи. Какая из конфессий оказала наибольшее влияние на наш менталитет, культуру и обычаи – сказать невозможно. Наибольшее влияние оказало именно их мирное сосуществование и соседство.
А если уж подойти к вопросу об «исконной» религии белорусов максимально скрупулёзно, то самыми древними верованиями являются языческие. Как смотрите на то, что детей в школе начнут учить поклоняться исконным божествам солнца, ветра и земли?
2. Исконные ценности белорусов – мир, труд и коллективизм.
Отвечая на данный манипуляционный постулат мы вынуждены также пуститься в абстрактные размышления, как и авторы этого утверждения. Каждый человек индивидуален и нет такого комплекса человеческих качеств, которые можно назвать эталонным. Для одних откровенность – это благо, для других нет. Одни ценят физический труд, другие посвящают жизнь разработке инноваций, чтобы этот труд минимизировать. Попытки нарисовать образ идеального человека, который обязан обладать какими-то качествами по отношению к обществу – это путь, который ещё совсем недавно прошёл фашизм и нацизм. Единственная обязанность, которую заложил в нас эволюционный механизм – это выжить. Обязанность, которую заложит любящий родитель в своём ребёнке – быть счастливым. Всё, что идёт вразрез с этими двумя основополагающими миссиями любой человеческой жизни – неестественно и преступно по отношению к себе самому. Поэтому коллективизм не может быть исконной ценностью ни для белорусов, ни для какого бы то ни было другого народа.
С ценностями мира и пацифизма ситуация диаметрально противоположная. Это абсолютно понятное и логичное стремление любого народа и здравомыслящего человека жить и развиваться в мире, а не в условиях постоянной угрозы своей жизни и войны. Однако же мы вынуждены констатировать, что на территории нашей страны было огромное количество войн, в которых белорусы волей или неволей участвовали. Поэтому говорить о том, что миролюбие проявляется в нас с особенной силой, увы, безосновательно.
3. Патриотизм – обязанность гражданина.
Этот тезис можно взять за истину только если государство принимает на себя взаимную обязанность по обеспечению потребностей гражданина, уважению его прав, свобод и интересов и создаёт все условия для свободного и счастливого развития личности. Человек не рождается для государства, он рождается для себя. Как говорила наша бывшая соотечественница, основательница философии объективизма Айн Рэнд
«Что есть государство, как не слуга и не одно из полезных приспособлений для огромного числа людей, вроде электрического света или водопровода? И разве не нелепо заявление, что люди существуют для водопровода, а не водопровод для людей?».
Посему наиболее оправданно отношение к государству как к системе сознательного ограничения людьми части своих прав для получения взамен защиты и благ, возможных лишь при коллективной организации. Когда человек что-то получает взамен, тогда и целесообразно говорить о патриотизме как стремлении защитить источник своего блага. Но требовать преданности государству, которое только и делает, что обязывает, заставляет, следит, карает – глупо и неуместно.
Читай, смотри, слушай там, где тебе удобно!