Страшная неправда: разбиваем мифы о Хэллоуине. FakeFighter Observer #19

31 октября мир отмечал один из самых загадочных, необычных и мистических праздников, Хэллоуин. Благодаря глобализации он прошёл сквозь моря и океаны, презревая границы, постучался во многие двери и сегодня является любимым и ожидаемым торжеством не только в Западной Европе и США, но и во многих других странах и регионах. Неформально отмечают его и в Беларуси. Или отмечали… в прошлом. В Гродно, например, активистка Ольга Бондарева добилась отмены празднования Хэллоуина в частном заведении (!), сославшись на то, что торжество есть «прославление нежити».  Хэллоуин-фестиваль много большего размаха, на этот раз в Санкт-Петербурге, пал жертвой другого борца за исконные ценности, депутата Государственной думы Виталия Милонова. В своём телеграм-канале деятель обвинил организаторов фестиваля в том, что те «привлекают детей к почитанию Сатаны и его слуг – американцев». Призыв к губернатору северной российской столицы «вмешаться и предотвратить духовный промискуитет» был услышан, фестиваль отменён.

Призывы активистов и политиков были столь громкими и искренними, что услышали их и мы. И решили рассмотреть, что из утверждений о Хэллоуине является правдой, а что нет.

 

Иллюстрация QuinceCreative / Pixabay

Миф 1. Хэллоуин – это сатанинский праздник

Ругатели Хэллоуина игнорируют простейший факт и, тем самым, вводят общество в глубокое заблуждение, очерняя данный праздник. Посмотрим на природу самого названия. Термин Halloween является сокращённым вариантом шотландского словосочетания All HallowsEve, т.е. «Вечер перед Днём Всех Святых» (Elwell, W.A. Evangelical Dictionary of Theology. – Baker Academic, 2001. – P.533). В христианском происхождении названия праздника исследователи не выказывают ни малейшего сомнения (Luck, S. All SaintsDay. The American Desk Encyclopedia. – Oxford University Press, 1998. – P.22). Первое задокументированное упоминание об этом торжестве относится к середине ХVI в., когда в Европе всё ещё сильны были «инквизиционные» настроения и о подобном духовном бунте как чествование тёмных сил и подумать было невозможно.

Да, действительно, сам вечер Хэллоуина в отличие от следующего за ним Дня Всех Святых не является религиозным праздником. Однако римско-католическая церковь и большая часть протестантских конфессий признают связь данного торжества с христианством. Это подчёркивают ночные бдения, пост, особые молитвы и вложенный в Хэллоуин религиозный смысл обращения к умершим душам.

Говоря о связях праздника с сатаной и прочими злыми силами, которые периодически шествуют в этот день по улицам, следует различать обывательское отношение к Хэллоуину и то, что вкладывает в него церковь. В первом случае забавы ради, дети могут изображать собой негативных персонажей. Эдди Дж. Смит в своей книге «Хэллоуин, да святится имя твоё» предлагает религиозный взгляд на ношение костюмов в канун Дня Всех Святых. По её мнению, переодевшись в существ, «которые когда-то вызывали у нас страх и трепет», люди могут высмеивать сатану, «чье царство было уничтожено нашим Спасителем». Церковь же и вовсе не поощряет (хоть и не запрещает) карнавальные шествия, считая их не более чем народными гуляниями.

 

Иллюстрация / Unsplash

Миф 2. Хэллоуин – это прославление нежити

Точнее, мы можем принять это утверждение за истину равно если прославлением нежити считать также «отечественные» праздники Радуница и Деды. Но много более правильно рассматривать Хэллоуин и его аналоги как дни памяти умерших.

Со времён ранней церкви основные праздники в христианстве (такие как Рождество, Пасха и Пятидесятница / День Святой Троицы) имели ночные бдения, которые начинались накануне вечером, как и праздник Всех Святых. Эти три дня вместе в западной традиции называются «Allhallowtide» (Hopwood, J.A. Keeping Christmas: Finding Joy in a Season of Excess and Strife. – Wipf and Stock Publishers, 2019. – P.47) и являются временем, когда западные христиане чтят всех святых и молятся за недавно ушедшие души, которым ещё предстоит достичь Неба.

Хронологически очень близко к Хэллоуину в белорусском (а также на сопредельных с Беларусью территориях Украины, России и Польши) календаре находится День поминовения умерших («Дзяды» / «Деды»), который отмечается 2 ноября. В центре народного обряда находится ужин в память умерших родственников (если на Радуницу люди ходят «в гости к своим предкам», то на осенние Деды мы приглашаем их за свой стол). Таким образом, Деды, Радуница, Хэллоуин – это не акты прославления нежити. Это дни памяти умерших людей и, в конечном счёте, благодаря увеселительным мероприятиям – олицетворение победы жизни над смертью.

 

Иллюстрация Myriams Fotos / Pixabay

Миф 3. Хэллоуин – исключительно языческий праздник

Обычно поборники данной теории апеллируют к стародавнему кельтскому празднику под названием «Самайн». Это торжество знаменовало окончание уборки урожая, конец одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Празднование Самайна длилось 7 дней – по 3 суток до и после 31 октября. Совпадение по дате и является главным аргументом в теории трансфера Самайна в Хэллоуин. Однако же нет никаких иных исчерпывающих доказательств, что кроме сельскохозяйственного смысла кельты вкладывали в него что-то иное (Hutton, R. The Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain. – Oxford, 1996).

Безусловно, у язычников сельскохозяйственные праздники имели очень глубокое значение, и окончание земледельческого года, наступление зимы ассоциировалось со смертью природы. Но ровно таким же образом можно найти языческие корни в подавляющем большинстве христианских традиций и обрядов. Религии не возникают на пустом месте и не представляют собой свод исключительно уникальных догм. Так или иначе они вбирают в себя традиции прошлого. Например, идея умирающего и воскресающего Бога в христианстве ассоциируется исследователями с древними египетскими культами, где также умирал и воскресал Осирис.

Но зачем брать далёкие заграничные примеры, когда мы можем найти языческие корни в большинстве знакомых нам с детства христианских обрядов. Например, традиция «кормления» умерших в ходе уже упомянутых нами Радуницы и Дедов. В Восточной Беларуси до сих пор часто можно увидеть массы людей отобедывающих во время Радуницы прямо на кладбище и наливающих рюмку умершим родственникам. Ещё сильнее языческие рудименты проявляются в ходе Дедов. Обратите внимание на описание обряда Антоном Луцкевичем в статье газеты «Наша нiва» за 1920 г.

Скриншот газеты Наша нива / Национальная библиотека Беларуси

Что есть обычай оставлять часть еды умершим предкам как не пережиток язычества в христианском празднике?

Христианские миссионеры в отличие от современных скептиков ещё полторы тысячи лет назад поняли и приняли: то, что невозможно завоевать, нужно возглавить. Вытравить языческие обряды из умов людей, которые жили со своими верованиями десятки поколений, практически невозможно. Поэтому самые стойкие из этих обрядов и верований были преобразованы в христианские и снабжены новым смыслом.

Это в полной мере касается и зарождавшегося Хэллоуина. В 601 году папа Григорий I проинструктировал миссионеров не бороться с языческими праздниками, а обращать их в христианские — по его замыслу, это должно было способствовать христианизации Северной Европы. В итоге к VIII веку некогда кельтский языческий праздник Самайн стал Днём всех душ и Днём Всех Святых (1 ноября), в который разговаривать с умершими считалось с точки зрения христианства вполне допустимым. Подобное взаимопроникновение гэльских (кельтских) традиций и христианских обрядов начало формировать будущий Хэллоуин.

 

Иллюстрация / Unsplash

Миф 4. Хэллоуин – родом из США

Как вы уже поняли из предыдущего мифа, корни Хэллоуина очень глубокие. Они уходят много дальше нежели относительно молодая история Соединенных Штатов Америки. Напомним, что Северная Америка стала колонизироваться европейцами (в первую очередь, теми самыми носителями кельтских традиций, англичанами и ирландцами) только в ХVII в. В то время как слово Alle Halwe Eue, староанглийский вариант Хэллоуина, согласно Этимологическому словарю, появляется в записях около 1300 г.

США же повинны лишь в распространении традиции праздновать Хэллоуин по всему земному шару. Главные проводники массовой культуры, американцы, благодаря популярности тематики Хэллоуина в производимых ими фильмах и шоу, познакомили с праздником разные страны вне зависимости от исповедуемой там религии и традиций. Та же популяризация и практически лишила современный Хэллоуин какого-либо религиозного подтекста, оставив при нём лишь внешнюю обрядность.

Те же, кто не удовлетворён и британским происхождением праздника, должны помнить, что этнические основы и у славян, и у кельтов единые, индоевропейские. Как видно из карты ниже, кельты на рубеже эр расселялись по огромным пространствам Европы, оказав безусловное влияние на материальную и духовную культуру региона.

Карта распространения кельтов в Европе / Quadell, Wikipedia CC BY-SA 3.0

И хотя непосредственно кельтов на территории Беларуси не было, кельтское влияние присутствовало и в нашем регионе (можно сказать, у наших предков были собственные, упрощённые варианты глобализации и обмена новациями). Археологи среди проводников кельтских традиций в Восточной Европе обычно называют зарубинецкую археологическую культуру. Такими глубинными связями и можно объяснить факт наличия схожих традиций (например, Деды и Хэллоуин) у разделённых тысячами километров территорий.

 

Фото Alyssa Hannahs / Wsaz.com

Миф 5. Через обряды Хэллоуина дети приобщаются к чуждым ценностям

Чаще всего у «славянофилов» раздражение вызывает 2 аспекта празднования Хэллоуина, особенно популярные у детей: пугающие костюмы и забава «кошелёк-или-жизнь» (Trick-or-treat). И то, и другое с трудом можно назвать чуждыми для белорусов и восточных славян в целом.

Костюмированные шествия в славянской традиции известны под видом обрядов ряжения. Особенно популярно перевоплощение в духов, животных и даже нечисть было во время Масленицы и Святок (Рождественский пост). Отмечается, что ряжение носило сакральный характер, призвано было оставить участников обряда неузнаваемыми, вызывать одновременно страх и смех. Православная церковь не одобряла и не одобряет ряжение как языческую черту народных гуляний, однако же, судя по живучести традиции, особых попыток избавиться от неё священнослужители также не выказывали.

Имеются аналоги и у детской Хэллоуин-забавы «кошелёк-или-жизнь» (по-иному «сладость-или-гадость»). Абсолютно аналогичные действия и смысл помещены в славянский обряд колядования, с которым очень многие белорусы могли сталкиваться вживую несмотря на отмирание традиции. Колядовщики также собирают сладости и другие подарки от дома к дому, как и их собратья по ремеслу в ходе Хэллоуина.

Более того, уже давно традиция Trick-or-treat получила особый смысл на международном уровне. Программа ООН UNICEF с 1950 г. в рамках кампании Trick-or-treat призывает жертвовать 31 октября в помощь нуждающимся детям. За время существования акции с её помощью было собрано уже более 195 млн долларов.

 

Подписывайтесь на наши социальные сети и получайте проверенную информацию первыми!