Все равные, все разные
Это короткая викторина, достаточно провокационная и поэтому интересная, она в то же время является хорошей основой для эффективного группового обсуждения.
«Все люди равны в общем и различны в частности. Общее равенство и частные различия следует уважать»
Декларация прав и обязанностей людей, предложенная молодежью (1989)
Инструкции
1. Сообщите участникам, что следующее упражнение – это своего рода викторина, но ее конечная цель – не определение победителей и побежденных; соревнование – это всего лишь отправная точка.
2. Раздайте или покажите на экране две цитаты, дайте пять минут на их прочтение.
3. Попросите каждого участника определить:
a) первоисточник, из какой книги или документа взят текст?
b) из какой страны, части мира автор второго текста?
4. Когда все готовы, разбейте участников на группы по три человека. Дайте им 20 минут на обсуждение ответов, а также на подготовку коллективного ответа на следующие вопросы:
• Почему они предпочли именно этот ответ, а не другой?
• Что говорят тексты об их авторах?
• Почему авторы написали эти тексты?
• Каково их мнение о текстах?
5. Когда группы закончат работу, соберите ответы на вопрос «а» от каждой группы. После завершения работы в группах соберите всех на общее заседание и попросите каждую группу по очереди ответить на вопрос а). Предложите группам обосновать свои ответы. Повторите эту процедуру, чтобы получить ответы на вопрос б). Запишите ответы на доске с перекидными листами.
6. Назовите фамилию автора, Саид аль-Андалузи из Испании, и приступайте к анализу и оценке.
Анализ и оценка
Начните с краткого обзора упражнения и, если вы считаете, что группа готова, переходите к изложению понятий этноцентризма и предубеждения. Задайте следующие вопросы (на общем занятии или, при необходимости, в малых группах):
- Удивило ли участников происхождение автора?
- Как они изначально пытались его определить? Строили догадки? Интуитивно? Действительно знали автора?
- Изменил ли кто-то свое мнение в ходе обсуждения в малых группах? Почему? Под влиянием группы или веских аргументов?
- Как участники защищали свои взгляды в группах? Энергично? Колебались?
- Почему автор описывает северян именно таким образом?
- Какие подсказки об авторе, его взглядах и культуре дает нам второй текст?
- В какой степени взгляды автора являются следствием его собственного этноцентризма и предубеждений? Можно ли утверждать, что в те времена культура народов северной Европы отставала от культуры автора?
- Могут ли участники привести подобные примеры из своего опыта, из книг? Каковы могут быть ощущения людей, которых считают менее полноценными?
- Какими бывают последствия того, что о людях судят не по их заслугам? Можете ли привести примеры из истории? Из действительности?
- Как противодействовать влиянию предубеждений? Есть ли в странах происхождения участников люди или группы, ставшие жертвами предубеждений? Кто именно?
- Образование – один из способов борьбы с предрассудками. Что еще должно быть сделано?
Советы ведущим
Выдержки взяты из книги известного ученого из города Кордова в Андалузии (Испания), родившегося в 1029 году н.э. Саид аль-Андалузи славился своей мудростью и знаниями. Для него цивилизация и наука были тесно связаны со знанием Священного Корана. Однако познания его были велики не только в области религии, но и в области арабской литературы, медицины, математики, астрономии и других наук.
Нужно помнить, что в это время Средиземноморский бассейн, а особенно арабские королевства вокруг него, составляли – для автора – центр «цивилизации». «На севере», как Саид называет северную Европу, науки не были так сильно развиты, как в арабском мире, Персии, Китае и Индии.
Следует помнить о том, что в зависимости от уровня группы может возникнуть необходимость показать, как можно более критически подходить к прочтению текста. Укажите, например, на то, что из второго текста вырисовывается культура и внешность автора – скорее всего он был темнокожим и курчавым. Критическое прочтение предполагает не только понимание содержания текста, но и обдумывание его контекста, личности автора и причин того, почему он пишет именно так, а не иначе. Понимание этого – важный шаг к полноте восприятия идейного содержания текстов (истории, стихов, песен, проч.) и к осознанию духовных ценностей, передаваемых ими.
Для того, чтобы продемонстрировать проблему этноцентризма вы можете, например, обратить внимание участников на то, что Саид, с его смуглой кожей и кудрявыми волосами, представляет собой отличный пример человека, которого многие в Европе не сочтут «нормальным». Важно также, чтобы в процессе дискуссии вы сумели довести до участников, что различия в культуре не делают людей «лучше» или «хуже». О других трудно судить непредвзято, так как мы считаем нормой свое собственное культурное восприятие. Осознание этого, то есть, нашего собственного этноцентризма – важный шаг к его признанию в других, к умению успешно общаться с представителями других культур.
В конце занятия оставьте время на то, чтобы продолжить обсуждение затронутых вопросов. Например, поговорите о преподавании истории и о том, как много (или как мало) мы в Европе знаем о культуре других народов.
Предложения по дальнейшей работе
Если вы хотите глубже развить идею об универсальности прав человека, рекомендуем использовать упражнение «Сыграем это» с использованием творческих и театральных методов.
Предложения по продолжению
Найдите в газетах и интернете разные варианты современного или исторического события, произошедшего в вашей стране / вашем сообществе и сравните, как его описывают разные стороны / заинтересованные группы. Сайт европейской прессы – хорошее место для поиска новостей, опубликованных в разных газетах разных стран и на разных языках. http://www.presseurop.eu/en
Другой ресурс, Indymedia – объединение независимых медиа-организаций и сотен журналистов, представляющих индивидуальное, независимое освещение событий. Сайт доступен на разных языках. http://www.indymedia.org/en/
Раздаточный материал
Викторина «Все разные – все равные»
a) Кто является автором нижеследующего текста? Из какой книги или документа он взят?
«Все люди земли – от востока до запада, с севера и с юга – составляют единую общность; (они) отличаются по трем основным признакам: поведение, внешность и язык».
Выберите один из следующих ответов:
a) Декларация и расе и расовых предрассудках, (ЮНЕСКО, 1978 г.)
b) Геродот: «История», 440 год до н.э.
c) Индийские веды, около 1000 года до н.э.
d) Доклад молодежной кампании «Все различны – все равны», Совет Европы. 1996
e) Саид аль-Андалузи, 1029 год н.э./ 420 г. хиджры
f) Марко Поло в «Книге о разнообразии мира», 1300 г.
g) Иной источник.
б) Из какой страны/региона мира происходит автор следующего текста?
«Живущие на крайнем севере (Европы) пострадали из-за удаленности от солнца. Там воздух холодный и небо облачное. Поэтому темперамент у них вялый, а поведение грубое. Как следствие, тела у них стали огромными, кожа – белой, а волосы свисают вниз. Они утратили проницательность и остроту восприятия. Их одолели невежество и лень, они поражены бессилием и глупостью».
Выберите один из следующих ответов: a) Китай b) Европа c) Индия d) Африка e) Персия f) Иной ответ
Примечание
Отрывки взяты из издания «Книга разновидностей наций – наука в Средневековье», автор Саид аль-Андалузи, перевод Семаан И. Салем и Алок Кумар. изд. «Юниверсити оф Тексас Пресс», Остин, 1991 (“Book of the Categories of Nations – Science in the Medieval World”, by Said al-Andalusi, translated by Sema’an I. Salem, Alook Kumar, University of Texas Press, Austin, 1991)